Рояль C. Bechstein: взгляд изнутри
Ни для кого не секрет, что фортепиано – сложный по устройству музыкальный инструмент. Процесс его создания требует особых материалов, оборудования, технологий и навыков. Многие из этих составляющих, которые часто являются залогом выдающихся результатов в сфере разработки и производства роялей, наоборот – держатся в секрете. В процессе многолетнего сотрудничества с немецкой фабрикой C. Bechstein мы имеем возможность получать некоторую информацию о нюансах производства непосредственно от знаменитых фортепианостроителей. Один из шагов, которые фабрика сделала нам навстречу – предоставление образцов материалов, которые используются при производстве роялей.
Ни для кого не секрет, что фортепиано – сложный по устройству музыкальный инструмент. Процесс его создания требует особых материалов, оборудования, технологий и навыков. Многие из этих составляющих, которые часто являются залогом выдающихся результатов в сфере разработки и производства роялей, наоборот – держатся в секрете. В процессе многолетнего сотрудничества с немецкой фабрикой C. Bechstein мы имеем возможность получать некоторую информацию о нюансах производства непосредственно от знаменитых фортепианостроителей. Один из шагов, которые фабрика сделала нам навстречу – предоставление образцов материалов, которые используются при производстве роялей. И теперь мы бы хотели поделиться этим с Вами.
Петербургский салон C. Bechstein оформил образцы в виде стенда, который доступен для изучения всеми желающими. Каждую деталь можно не только увидеть вблизи, но и подержать в руках. Некоторые из образцов представлены в двух вариантах – так, как они присутствуют в роялях двух разных линий – Bechstein и C. Bechstein. Возможно, это будет ценно для тех, кто хочет больше узнать о разнице между двумя линейками инструментов.
Здесь мы представляем Вашему вниманию текстовые аннотации, сопровождающие выставленные на стенде образцы.
Дерево – один из основных материалов, необходимых для изготовления роялей. Фабрика C. Bechstein использует в производстве тщательно отобранные сорта – главным образом, европейскую древесину из экологически чистых лесных хозяйств. Твердые сорта древесины – к примеру, бук и сосна – выполняют поддерживающую и механическую функции. Упругие и эластичные породы дерева – например, ель – используются в частях инструмента, отвечающих за его акустические свойства.
Благодаря удачному месторасположению фабрики и налаженной системе поставок многие важные для производства материалы могут поступать, проведя в дороге не более двух часов. Другой важный фактор – технологии обработки древесины. Часть технологических операций требуют только ручного труда, другие позволяют добиться большей точности при использовании специальных станков с ЧПУ. Многие из них разрабатываются специалистами фабрики специально для нужд производства фортепиано.
-
1. Футор – основа конструкции рояля
Местоположение: непосредственно под резонансной декой в нижней части рояля; футор плотно прилегает к корпусу.
Функция: служит опорой для резонансной деки и поддерживает чугунную раму; участвует в передаче и поддержании колебаний звука, наряду с декой отвечает за длительность его затухания и тональные характеристики.
Материал: C. Bechstein – слои немецкого твердого бука толщиной 3,5 мм, смешанные со слоями красного дерева и спрессованные в единую часть; Bechstein – слои немецкого твердого бука толщиной 2,5 мм, спрессованные в единую часть.
Шпрейцы футора (внутренние распорки) изготавливают только из массива дерева по различной технологии: C. Bechstein – специальной резкой вручную; Bechstein – с использованием станков с ЧПУ. В обоих случаях обеспечивается необходимая точность готовой конструкции.
Результат: благодаря контролируемому напряжению футора в системе с наклеенной на него декой инструменты звучат полно и свободно; одновременно с этим обеспечивается необходимая стабильность и прочность.
-
2.Корпус – силуэт рояля
Местоположение: наружная изогнутая стенка, крепится к футору.
Функция: обеспечивает стабильность общей конструкции рояля и всех его частей; благодаря лакированной поверхности служит проецированию высоких частот звука.
Материал: смесь твердых и упругих сортов древесины, спрессованных в одну часть из множества слоев.
Результат: стабильная и эффективная работа всех частей, которая рождает легендарный бехштейновский звук.
-
3. Резонансная дека – звучащее «сердце» рояля
Местоположение: между струнами и футором; дека приклеена к футору, и на ней установлены рипки, которые придают деке упругость и обеспечивают сопротивляемость натяжению струн.
Функция: усиливает колебания струн и обеспечивает широкий динамический и тембровый диапазон звучания рояля.
Материал деки и рипок: C. Bechstein – горная альпийская ель, выращенная на высотах от 1500 м, клиновидная форма сужается от 9 мм до 7.5 мм; Bechstein – горная альпийская ель, выращенная на высотах от 800 м, клиновидная форма сужается от 8.3 мм до 7.9 мм.
Результат: легендарное элитное звучание роялей C. Bechstein – чистое, прозрачное, богатое оттенками.
-
4. Штег – мастер звукообразования
Местоположение: между струнами и резонансной декой; приклеен к резонансной деке; струны пропускаются между шпильками, которые установлены в заранее подготовленные отверстия под определенными углами.
Функция: штег обеспечивает передачу вибраций от струн резонансной деке; стабилизирует согласованную работу самой деки и рипок.
Материал: C. Bechstein – нижняя часть из вертикально ориентированных слоев, верх – из массива твердого клена. Bechstein – низ и верх из цельного немецкого красного бука.
Калибровка штега осуществляется с использованием B.C.S. – Bridge calibration system –системы, которая принимает в расчет резонансную деку, ее диаметр и форму, так же как ее специфические особенности, а также специфику и свойства каждой отдельно взятой рипки.
Результат: оптимальное, согласованное функционирование всех частей звучащего тела рояля, которое обогащает звук, обеспечивает ему тембровое и динамическое разнообразие.
-
5. Штульрама – ложе клавиатуры и механики
Местоположение: непосредственно под клавишно-молоточковым механизмом; поперечная балка, крепится к футору.
Функция: обеспечивает опору игровому механизму, стабилизирует конструкцию футора.
Материал: массив бука в сочетании со слоями сосновой древесины.
Результат: стабильная и устойчивая к профессиональным нагрузкам конструкция; разнообразие частот звука, способствующее благозвучию рояля.
-
6. Вирбельбанк – главный по строю
Местоположение: под верхней частью рамы, над игровым механизмом; вирбеля (колки), регулирующие натяжение струн, вкручиваются в вирбельбанк сквозь отверстия в чугунной раме.
Функция: отвечает за точность и стабильность строя.
Материал: C. Bechstein – слоеный американский клен, толщина каждого слоя не менее 6 мм; Bechstein – разнонаправленные слои бука, спрессованные под давлением 33 кг/см2.
Результат: рояль способен уверенно поддерживать строй от 440 до 447 Гц, при этом идеально для инструмента – 442-443 Гц.
7. Клап – врата в мир бехштейновского звука
Местоположение: клап крепится к боковым стенкам рояля с двух сторон от клавиатуры; фурнитура и способ крепления клапа на роялях Bechstein современного производства обеспечивают его плавное опускание, обеспечивая защиту рук пианиста от травмы при случайном закрывании клапа во время игры.
Функция: защита клавиатуры и механики от попадания пыли и влаги, а также от механических воздействий; придание роялю законченной элегантной формы.
Материал: многослойная древесина твердых пород, тщательно высушенная и обработанная для обеспечения малого веса детали и прочности, достаточной для сохранения формы на длительное время.
- Комментарии