Как обращаться с новым деревянным инструментом
Идеальное разыгрывание деревянных духовых
О разыгрывании духовых
Духовые инструменты, выполненные из дерева, нельзя безоглядно использовать сразу после покупки. Это может привести к растрескиванию древесины и другим серьёзным проблемам. Такое требование относится к гобоям, кларнетам, фаготам и деревянным блокфлейтам.
Дело в том, что древесина, из которой выполнен корпус инструмента, не бывает сама по себе готова к работе в качестве резонатора. Усиление вибрации и пропускание звуковых волн, которого мы ждём от этого природного материала, - это определённая нагрузка. Она требует подготовки и адаптации. Иногда говорят, что инструмент нужно «научить звучать», чтобы он успешно справлялся с этой задачей все последующие годы своей жизни.
Как же можно и нужно обращаться с новым деревянным инструментом?
Его нужно разыгрывать – или вводить в эксплуатацию, говоря более официально. По-английски это называется “break-in”.
Идеальное разыгрывание выглядит так.
Основное ограничение накладывается на непрерывное использование. В первые две недели следует играть на инструменте не более 10 минут подряд. Можно брать его в руки 2-3 раза в течение дня, но не более 10 минут каждый раз. Далее постепенно увеличивать время непрерывной игры - добавлять по 5 минут каждую неделю.
Итого, через 6-8 недель можно будет играть без ограничений.
Кроме режима игры следует соблюдать простые правила ухода. Необходимо протирать от влаги внутренний канал после каждой игры.
Для этого существуют специальные протирки. Это ткань с грузиком на шнурке: её можно продёрнуть сквозь инструмент, при этом не повредив канал. Для блокфлейты используют ткань на шомполе или специальный ёршик.
Убедитесь в соответствии аксессуара типу своего инструмента: слишком маленькая ткань не позволит тщательно протереть поверхность, а слишком большая может застрять внутри канала. Если такое всё же случилось – обратитесь за помощью к мастеру или опытному музыканту. Как правило, испортить инструмент тряпкой невозможно. А вот неумелые попытки её вытащить могут привести к самым неприятным последствиям.
Также следует избегать перепадов температуры. Зайдя в помещение с холодной улицы, дайте инструменту полежать минут 10-15 в футляре или чехле, затем ещё столько же – на воздухе, без футляра. Если нужно подготовить инструмент к игре более оперативно, можно помочь ему согреться теплом собственного тела: прижмите корпус к себе или аккуратно засуньте его под одежду.
Точно так же нужно дать дереву время остыть после игры. Выносите его на улицу не ранее, чем инструмент примет комнатную температуру. А при морозной погоде – обеспечьте утепление внутри или снаружи кейса. Можно просто завернуть футляр в шерстяной шарф, таким образом сохранив тепло.
Важно учесть, что разыгрывание не только позволяет снизить риски порчи инструмента, но и помогает ему раскрыться музыкально. Тембр инструмента будет постепенно меняться в процессе разыгрывания. Новый гобой и кларнет – это лишь «демо-версия» себя самих, какими они станут после периода адаптации древесины.
Как быстро блокфлейта приобретёт свой окончательный тембр - зависит в том числе от породы дерева, из которого она изготовлена. Кленовые блокфлейты как правило разыгрываются дольше, чем сделанные из груши. Некоторые музыканты замечают, что после года игры инструмент может поменяться резко и значительно, после чего наконец выйдет на «своё» звучание.
Гренадилла, из которой обычно делают гобои и кларнеты, также разыгрывается около 12 месяцев. Это нормальный период, который музыканту нужно пройти вместе с инструментом: привыкнуть друг к другу, адаптироваться, научиться работать в команде.
Попробуйте воспринимать период разыгрывания не как ограничение, а как увлекательное путешествие, которые вы как музыкант совершите вместе со своим новым другом. Учитесь делать музыку вместе. И результат этого путешествия превысит ваши ожидания!
Духовые инструменты, выполненные из дерева, нельзя безоглядно использовать сразу после покупки. Это может привести к растрескиванию древесины и другим серьёзным проблемам. Такое требование относится к гобоям, кларнетам, фаготам и деревянным блокфлейтам.
Дело в том, что древесина, из которой выполнен корпус инструмента, не бывает сама по себе готова к работе в качестве резонатора. Усиление вибрации и пропускание звуковых волн, которого мы ждём от этого природного материала, - это определённая нагрузка. Она требует подготовки и адаптации. Иногда говорят, что инструмент нужно «научить звучать», чтобы он успешно справлялся с этой задачей все последующие годы своей жизни.
Как же можно и нужно обращаться с новым деревянным инструментом?
Его нужно разыгрывать – или вводить в эксплуатацию, говоря более официально. По-английски это называется “break-in”.
Идеальное разыгрывание выглядит так.
Основное ограничение накладывается на непрерывное использование. В первые две недели следует играть на инструменте не более 10 минут подряд. Можно брать его в руки 2-3 раза в течение дня, но не более 10 минут каждый раз. Далее постепенно увеличивать время непрерывной игры - добавлять по 5 минут каждую неделю.
Итого, через 6-8 недель можно будет играть без ограничений.
Кроме режима игры следует соблюдать простые правила ухода. Необходимо протирать от влаги внутренний канал после каждой игры.
Для этого существуют специальные протирки. Это ткань с грузиком на шнурке: её можно продёрнуть сквозь инструмент, при этом не повредив канал. Для блокфлейты используют ткань на шомполе или специальный ёршик.
Убедитесь в соответствии аксессуара типу своего инструмента: слишком маленькая ткань не позволит тщательно протереть поверхность, а слишком большая может застрять внутри канала. Если такое всё же случилось – обратитесь за помощью к мастеру или опытному музыканту. Как правило, испортить инструмент тряпкой невозможно. А вот неумелые попытки её вытащить могут привести к самым неприятным последствиям.
Также следует избегать перепадов температуры. Зайдя в помещение с холодной улицы, дайте инструменту полежать минут 10-15 в футляре или чехле, затем ещё столько же – на воздухе, без футляра. Если нужно подготовить инструмент к игре более оперативно, можно помочь ему согреться теплом собственного тела: прижмите корпус к себе или аккуратно засуньте его под одежду.
Точно так же нужно дать дереву время остыть после игры. Выносите его на улицу не ранее, чем инструмент примет комнатную температуру. А при морозной погоде – обеспечьте утепление внутри или снаружи кейса. Можно просто завернуть футляр в шерстяной шарф, таким образом сохранив тепло.
Важно учесть, что разыгрывание не только позволяет снизить риски порчи инструмента, но и помогает ему раскрыться музыкально. Тембр инструмента будет постепенно меняться в процессе разыгрывания. Новый гобой и кларнет – это лишь «демо-версия» себя самих, какими они станут после периода адаптации древесины.
Как быстро блокфлейта приобретёт свой окончательный тембр - зависит в том числе от породы дерева, из которого она изготовлена. Кленовые блокфлейты как правило разыгрываются дольше, чем сделанные из груши. Некоторые музыканты замечают, что после года игры инструмент может поменяться резко и значительно, после чего наконец выйдет на «своё» звучание.
Гренадилла, из которой обычно делают гобои и кларнеты, также разыгрывается около 12 месяцев. Это нормальный период, который музыканту нужно пройти вместе с инструментом: привыкнуть друг к другу, адаптироваться, научиться работать в команде.
Попробуйте воспринимать период разыгрывания не как ограничение, а как увлекательное путешествие, которые вы как музыкант совершите вместе со своим новым другом. Учитесь делать музыку вместе. И результат этого путешествия превысит ваши ожидания!
- Комментарии
Загрузка комментариев...